Последняя «Милая Болгария». Встреча с режиссёром А. Федорченко
Премьерный показ нового фильма режиссера Алексея Федорченко «Последняя «Милая Болгария» в Екатеринбурге.
А уже в июле фильм смогут увидеть зрители в других городах России, прокатом фильма занимается кинопрокатная компания Cinedoc. В каталоге компании фильмы таких известных режиссеров как Сергей Лозница, Алина Рудницкая, Сергей Дебижев и др.
О фильме
Фильм снят по мотивам романа «Перед восходом солнца» Михаила Зощенко, писателя, известного каждому своими ироничными рассказами и бытописанием. Но за иронией скрывалась тяжелая депрессия, которой Зощенко страдал с подросткового возраста. Его последняя книга – одновременно личный дневник и научное пособие о том, как победить меланхолию с помощью самоанализа и творчества. Публикация романа была строго запрещена. В 1946 году на Зощенко и Анну Ахматову обрушивается критика Жданова. Зощенко исключают из союза писателей, его имя вычеркивают из культурной жизни страны. В СССР книга увидела свет только в 1987 году, спустя почти лет 30 после смерти автора.
Со свойственным режиссёру философским подходом к истории, Федорченко создаёт абсурдную и колоритную фабулу. «Милая Болгария» - это сорт яблок, который хочет возродить мичуринец Леонид Ец для нужд фронта. Нежное название – память о его матери. В разгар Великой Отечественной он едет с этой целью в Алма-Ату (что в переводе значит «Отец Яблок»), но не встречает там понимания у местных – ведь яблоки буквально повсюду. Зато в съёмной комнате он находит дневники известного писателя, который загадочным образом исчез. Прообраз писателя – это и есть Михаил Зощенко, а дневники – его последний роман.
Знаковые события и потрясения России от Серебряного века до Первой мировой и революции проносятся перед зрителем в виде личных воспоминаний одного человека. Полиэкраны и нестандартный монтаж – ключевые особенности визуального решения фильма. Почти театральное действо сменяется действительностью Алма-Аты военного времени, а затем снова уходит в перфоманс, стирая границу между вещественным миром и сферой идей.
О работе над фильмом
Продюсеры Дмитрий Воробьёв («Первые на Луне», «Овсянки», «Ангелы революции») и Алексей Федорченко, на чьих плечах лежало основное кинопроизводство, решили, что весь фильм будет снят на Уральской натуре и в павильонах студии. Не случайно картину поддержал губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев и известный меценат и предприниматель Андрей Симановский. Все эпизоды придуманы так, чтобы никуда из Екатеринбурга и Свердловской области не выезжать.
Для съёмок сцен воспоминаний Зощенко творческая группа воссоздала технологию, по которой во время эвакуации в Алма-Ате Эйзенштейн изготавливал декорации для своего «Ивана Грозного». Из-за нехватки материалов их строили из сплетённого в циновки болотного растения чий. Именно в этом сюрреалистическом пространстве Леонид видит воспоминания писателя, которые постепенно пошатнут собственные представления, что мир разумен и логичен, потрясения закаляют, а его страна самая передовая и гуманная в мире.
Актёры
Актёры также все уральские - выпускники екатеринбургского государственного театрального института, прошедшие школу Театра Николая Коляды, который и сам традиционно снялся в эпизодической роли полковника русской армии. Актёр Илья Белов исполнил роль плодовода-мичуринца Леонида Еца, Константин Итунин сыграл роль писателя Семёна Курочкина. Действующих персонажей очень много. В главных ролях задействованы Александр Блинов — роль «Кинорежиссёр», Сергей Фёдоров — «Морковный доктор», Антон Макушин — «Маляр Пьер», сестёр «Наденьку» и «Катеньку», влюблённых в писателя сыграли Мария Морозова и Катерина Карауш. Отца и мать Леонида Еца исполнили Сергей Колесов и Полина Саверченко, а родителей писателя Олег Ягодин и Вера Вершинина.
Среди актёрского ансамбля есть и двое приезжих - роль Ольги, которую обвиняют в исчезновении Семёна, исполнила актриса из Санкт Петербурга Алёна Братчикова, а роль узбекского милиционера актёр Джавохир Закиров из Ташкента. За кастинг отвечала Ольга Гилёва, работавшая с Алексеем Федорченко на фильмах «Небесные жёны луговых мари» и «Ангелы революции».
Съёмочная группа
Хотим упомянуть и других профессионалов, яркие творческие работы которых внесли большой вклад в создание фильма. Соавтор сценария Лидия Канашова, оператор-постановщик Артём Анисимов, композитор Андрей Карасёв, звукорежиссёр Тимофей Шестаков, режиссёр монтажа Дарья Исмагулова, художник-постановщик Алексей Максимов, художник Алексей Потапов, режиссёр Сергей Константинов, режиссёр анимации Мария Седяева, художники по костюмам Лариса Механошина, Елена Камиловская, художник по гриму Полина Стаценко.
Важную поддержку в работе над фильмом оказали со-продюсер Александр Яшник и исполнительный продюсер Ольга Юнтунен. Много производственных вопросов пришлось решать бессменному директору всех фильмов Алексея Федорченко, начиная с «Первых на Луне», Татьяне Устюжаниной.
Продюсер Артём Васильев («Довлатов», «Война Анны», «Юморист») отмечает, что премьера «Последней «Милой Болгарии» в конкурсе Московского Международного кинофестиваля очень органична, поскольку его драматургия и герои мощно укоренены в российской истории культуры.
Кино-конференц-зал