Музейные пространства между Западом и Востоком
В рамках выставки «Оранжевый шум».
Прошлогодняя волна Black Lives Matter, сносов памятников, критики колониального прошлого европейских империй затронула многие сферы культурной и общественной жизни. В университетской среде постколониальная теория приобрела множество сторонников еще в конце 20 века, а за пределами академии ее методы популярны среди современных художников и активистов. Музейные пространства и другие культурные институции уже не первый год находятся в процессе переосмысления наследия колонизации.
Тем не менее, возникает ощущение, что в русскоязычное пространство эта дискуссия пришла совсем недавно, и до сих пор мы не определили насколько актуальна постколониальная теория для современной России. Что интересно, российские музейные институции и художественные проекты оказались в этом вопросе гораздо менее консервативными, чем российское академическое сообщество.
В рамках лекции Артема Слёта мы поговорим о том, почему именно переосмысление дихотомии между «Западом» и «Востоком» является актуальным для современного русскоязычного пространства, и почему традиции востоковедения способствовали различным формам дискриминации и насилия. В этой ситуации постколониальная теория могла бы стать набором инструментов, который может (и должен) применяться современными культурными институциями для создания более инклюзивной среды. Мы разберем примеры российских и зарубежных музейных инициатив по переосмыслению колониальных практик и пофантазируем о том, как подобная оптика может стать частью системной работы.
Артем Слёта – исследователь и активист, выпускник Института философии СПбГУ. Специализируется на вопросах этнического и культурного многообразия и инклюзии. Сотрудник благотворительной организации «Дети Петербурга», которая помогает детям и семьям мигрантов и беженцев, основатель просветительского и исследовательского проекта. Последние годы принимает участие в российских и международных правозащитных инициативах, помогающих мигрантам и беженцам.