О фильме
Актёры:
Азамат Нигманов,
Алла Казакова,
Анна Антосик,
Анна Капалева,
Антон Лапенко,
Антон Филипенко
Описание: Кинотриптих Бориса Юхананова по пьесе Андрея Вишневского.
Часть 1. Лес (1’20);
Антракт (15 мин.)
Часть 2. Спектакль (1’45);
Антракт (15 мин.)
Часть 3. Театр (1’10).
Общее время триптиха – 4’15
«Пиноккио. Лес» Часть первая. Рождение или отец
Хирург Джеппетто и его ассистент Вишня принимают в Волшебном Лесу роды: рождённый Древом Человечек донашивается в колбе в лаборатории Джеппетто, а затем сбегает. Пережив не одно опасное приключение, Пиноккио возвращается домой, засыпает у жаровни и сгорает дотла. Джеппетто восстанавливает Пиноккио; не сразу, но делает ему новые ноги и отводит его в Волшебный Лес, где Пиноккио одевают в тонкое одеяние из лесного вещества, а сам уходит в город и меняет свой плащ на Азбуку для Пиноккио.
«Пиноккио.Театр» Часть вторая. Роза и раффлезия, или Театр
Пленённый музыкой Пиноккио продаёт азбуку и вместо того, чтобы пойти в школу, покупает билет в Театр. Перед глазами Пиноккио проходит вереница волшебных эпизодов, а затем ему является Роза, сотканная из Света. Пиноккио, взойдя из зала на сцену, входит в сияние Розы и срывает спектакль. За срыв спектакля режиссёр Театра Манджафокко приговаривает Пиноккио к сожжению, но затем заменяет меру наказания на то, чтобы подсадить Пиноккио, театрального неофита, на Театр, как на наркотик, чтобы жизнь вне сцены казалась Пиноккио сущим адом. С целью подсадки на «иглу» Театра Манджафокко устраивает Пиноккио экскурсию по залам и уровням здания.
Пиноккио узнаёт, что Театр – совершенно необычная субстанция, находящаяся одновременно в разных временных пластах: в нашем времени и в тот момент истории Бытия, когда происходила утрата человечеством Рая. Пиноккио видит рой ангелоподобных существ, утративших Эдем. Существа ниспадают из гигантской Розы. Здание Театра («Игла») находится внутри этого Потока, «Игла» направлена в сердцевину Розы.
Манджафокко показывает Пиноккио, как он приманивает ангелов. При помощи Раффлезий – хищных цветков, поглощающих любое живое существо, завороженное их запахом и красотой.
Пиноккио совершает прыжок в Раффлезию, но не погибает, а превращается в грациозную лазурную марионетку.
Пиноккио собирается поставить мистерию «Житие Лазурного Принца». Манджафокко ему препятствует, так как опасается, что Пиноккио нарушит соотношение сил и потоков в Театре.
Пиноккио обнаруживает, что внутри Манджафокко заключен Нижинский, лучшее из всех театральных существ, то, кем Манджафокко когда-то был. Пиноккио помогает «внутреннему существу» Нижинскому на время покинуть оболочку Манджафокко. Манджафокко возвращает Нижинского обратно и выбрасывает Пиноккио за пределы Театра. Вихри уносят Пиноккио к центру Розы.
Борис Юхананов:
«Путь Пиноккио – это путь ангелической души, попадающей в срединный мир, то есть мир, в котором человеческое вытеснено нечеловеческим.
Чистая душа деревянного человечка принимает на себя миазмы этой действительности. А театр есть то увеличительное стекло, которое огонь этих выделений превращает в пламя. Но безумный ангел Пиноккио проходит сквозь это пламя и в нем, как это положено в сказках, образуется сознание, с которым уже ничего никому нельзя сделать. «Пиноккио» – это история о неуничтожимой чистоте, выдержавшей натиск манипулятивной действительности.
В фильмическом языке мы стремились соединить необходимую красоту, выращенную в театре, и ту спектакулярность, что должна присутствовать в сказке и без чего в кино не будет и не может, как мне кажется, произойти чуда идентификации. Даже если это кино сделано в том режиме концентрации, которую сегодня позволяет нам время. Все снято в павильоне.
Мы искали путь съемки, монтажа, организации света и музыки, где хотелось не упустить очарование большой истории – а сказка всегда ею является, особенно погруженная в своем сюжете в воспаленную театральность, в театр как образ мира».