Прозрачные краски
Набоковский треугольник
«Страстно-порочная музыкальная драма, полная символизма и двойного смысла» \-
вот один из очень точных и кратких отзывов на это спектакль.
Музыкально-драматический спектакль «Прозрачные краски» основан на сюжетах
литературных произведений первой половины 20 века, но искушенный зритель сразу
узнает «Камеру обскура» Владимира Набокова. В феврале 1931 года сам Набоков
так писал в письме об этом романе «чрезвычайно занимательный роман из немецкой
жизни, в котором много живописного и пахабного».
Уже знакомые екатеринбургскому зрителю артисты из Санкт-Петербурга (в первую
очередь, конечно, мы говорим об Иване Ожогине) воплотили на сцене, казалось
бы, классический любовный треугольник, но когда за основу берется проза
Набокова, да еще положенная на музыку - происходит невероятное превращение и
от этого действия невозможно оторваться.
На сцене в течении 2.5 часов идет исследование всё тех же вечных вопросов о
сущности любви, морали, нравственности и человечности, но погруженное во
времена триумфального шествия кинематографа, в период расцвета музыки,
живописи и литературы. На острие столкновения двух эпох зритель следит за
страстной, резкой, остроумной и, в то же время, трагической историей трёх
персонажей. Вокальные и пластические рисунки становятся отражением внутренней
жизни героев в тот самый миг, когда причудливая оптика судьбы соединяет их в
одной точке - камере обскура…
"Камера обскура" Набокова - вещь не для слабонервных, показывающая дно
человеческой нравственности и морали, поражающая эгоизмом и жестокостью
близких людей по отношению друг к другу. В центре - любовный треугольник: юная
предприимчивая Магда (у Набокова ей всего 16 лет, однако, в постановке
возраст, скорее всего, завышен - Наталья Мартынова); беспринципный художник-
карикатурист Генрих Ахт (Иван Ожогин), не имеющий постоянного дохода; и
Глостер Мунк (Мурад Султаниязов) - известный искусствовед, по возрасту годится
Магде в отцы, бросивший ради нее жену и ребенка.
На сцене из декораций - только прозрачный куб, легко трансформируемый в любое
пространство. Напоминает большую камеру-обскура. Это как большой черный ящик,
внутри которого всё вверх дном: человеческие отношения, поступки... И сами
герои искаженно воспринимают действительность. Верх символизма - слепота
Глостера, не только физическая, но и духовная, отсюда и название спектакля
"Прозрачные краски".
Арии и музыка соответствуют сюжету, удачно дополняют спектакль. Арии сложные,
особенно партии Генриха Ахта - но Иван Ожогин профессионально их исполняет.
Все трое (Ожогин, Султаниязов, Мартынова) поражают филигранностью игры,
психологизмом, вложенным в каждую реплику, ведь непросто сыграть такое
разнообразие чувств и переживаний, чтобы зритель поверил - и это при минимуме
декораций. Драматизм зашкаливает, ни грамма лишнего в игре, всё четко и
естественно, что даже некоторые эпизоды пробирают до мурашек. Видно, что
каждый актер, вплоть до второстепенных молчаливых папарацци, влюблен в свою
роль и сцену.
В спектакле много страсти и сексуальной энергии, но это ни в коем случае не
умаляет достоинств постановки. Спектакль держит в напряжении до конца,
особенно тех, кто не читал Набокова, но даже кто знает сюжет по книге -
встретят много неожиданных поворотов.
Подробности нет смысла рассказывать, это нужно смотреть, скажу только, что
спектакль вызывает бурю эмоций: жалость, негодование, возмущение, осуждение,
гнев, сопереживание... Он однозначно не оставит равнодушным ни одного человека
в зале.
В Питере этот спектакль идет с успехом уже с 2017 года, он триумфально
гастролировал в Москве и других городах России, и вот теперь добрался до
Екатеринбурга.
Режиссер-постановщик и автор пьесы: Валерий Владимиров
В ролях:
Заслуженный артист России Мурад Султаниязов
Лауреат Золотой Маски Иван Ожогин
Наталья Мартынова
Сергей Худяков
Зинаида Некрасова