Хармс-театр
Абсурд в одном действии
Мало кто знает о Данииле Хармсе, мечтавшем о своëм собственном театре и
практикующем метод театрального перформанса вместе с коллегами ОБЭРИУтами.
Хармс оставил нам свои пьесы и драматические сценки, а режиссер спектакля
Ольга Арзамасцева объединила эти отрывки общим местом действия - всë
происходит в театре.
Здесь мы видим нарочито утрированную актëрскую жизнь: закулисные обсуждения
сплетен, подготовку к спектаклю, репетиции. Актëры существуют в небытовом
контексте, используя элементы театральной клоунады и пластического театра, мы
встретим растягивающиеся на метр руки, отдельно живущие части лица - глаза и
уши, а так же глубоководных рыб, говорящих саблю и мышеловку.
Абсурдные ситуации, в которых находятся герои, оказываются узнаваемыми и
комичными. Их взаимоотношения похожи на детские соревнования, кто выше, лучше,
быстрее.
В Хармс-театре важно чистое действие, двигающее конфликт, примитивные приëмы
и форма. Можно назвать его отчасти и клоунским и перформативным. Отсутствует
четвëртая стена, зритель - это участник спектакля.
Герои - актëры театра, провокаторы, манипуляторы, нарциссы и философы, они
любимцы публики, готовые на всë, ради еë внимания. Мы смотрим на их грани
через увеличительное стекло и узнаëм себя. Но не стоит огорчаться, мы
смеëмся над собой, над абсурдностью бытия и через этот смех очищаемся.