История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж
В широкий прокат «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» вышла только в 1987 году и была с восторгом принята зрителями. Фильм получил приз международной ассоциации кинокритиков на Берлинском кинофестивале в 1988 году, а также две премии «Ника»-1989» в категориях «Лучший режиссёр» и «Лучший сценарий».
История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж
• Жанр: драма, мелодрама
• Хронометраж: 99 минут
• Год производства: 1967
• Страна производства: СССР
• Прокатчик: «Искусство кино», «Мосфильм»
• Режиссёр: Андрей Кончаловский
• Сценарий: Юрий Клепиков
• Директор фильма: В. Ковалевский
• Оператор: Георгий Рерберг
• Художник: Михаил Ромадин
• Монтаж: Л. Покровская
• В главных ролях: Ия Саввина, Александр Сурин, Геннадий Егорычев, Любовь Соколова, Иван Петров, Михаил Кислов, Борис Парфёнов, Сергей Парфёнов, Наталья Серова, Федор Родионычев и другие.
«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (другое название «Асино счастье») — шедевр Андрея Кончаловского, снятый в 1967 году, однако вышедший в прокат только 20 лет спустя. Это история любви кроткой и гордой Аси-хромоножки к непутёвому шоферу Степану. Несмотря на то, что парень не хочет жениться, она решается родить от него ребенка. Действие происходит где-то на Волге во время сбора урожая зерновых, и к девушке приезжает из города с предложением руки и сердца серьёзно влюбленный в нее мужчина. Но Ася его отвергает.
Фильм снимался в селе Кадницы Горьковской области, в большинстве ролей заняты жители села. Сценарий был написан сценаристом-дебютантом Юрием Клепиковым. Кончаловский познакомился с ним еще в 1964 году на съемках своего дипломного фильма «Первый учитель».
«Когда я начинал «Асю Клячину», подумалось: «А что, если снять сюрреалистическую сказку в хроникальной манере?» Что и получилось. Мое подсознательное желание зафиксировать в «Асе Клячиной» правду человеческого существования, как я теперь понимаю, было абсолютным вызовом обществу, давно привыкшему ко лжи», вспоминает режиссёр Андрей Кончаловский об идее фильма. Кончаловский говорил, что хотел запечатлеть на пленку неприхотливое течение жизни. В то время они с Андреем Тарковским много думали о принципах изложения сюжета. Воздействие «Аси...» на искушённого зрителя можно объяснить тем, что простая жизнь в ней пронзает своей болью, своей нищетой, своей замороженностью.
Съёмки были очень непростыми. Снимать обычных людей с одной камеры было трудно, новоиспечённые артисты поневоле начинали что-то изображать, пытались играть свою роль. А этого Кончаловскому совсем не хотелось. Поэтому режиссёр принял решение снимать с трёх камер, словно осторожно подглядывать за своими персонажами. Так местами картина стала документальной хроникой жизни советского села с долгими монологами жителей о жизни, о фронте, о войне.
По словам критика Андрея Плахова, «Кончаловский впоследствии показал себя мастером на все руки – от элегий до голливудского экшена. А код этой универсальности заложен во второй (и лучшей) картине режиссёра — «Истории Аси Клячиной». Документальная мелодрама — сочетание почти немыслимое». Уникальный центральный женский образ в исполнении бесподобной Ии Саввиной соединяет в себе поразительную цельность, странность, нежность.
Фильм вышел на экраны в 1967 году, был показан худсовету и лег на полку. Актриса Ия Саввина вспоминала: «Многие сцены советское начальство требовало вырезать. Например, всю роль деда Тихомира. Я, разговаривая с Кончаловским по телефону, сказала: вырежь меня до кадра, всю абсолютно. Но не трогай деда! Потому что это — счастье».
«История Аси Клячиной» выходит в прокат при поддержке киноконцерна «Мосфильм» и Фонда Андрея Кончаловского.