Музыка трудных времен. Часть 1. Страна чудес: Рейнгольд Глиэр
1927. Чудом избежавший уничтожения, бывший императорский балет должен был доказать свою пользу для советского общества. К десятилетию Октября Большой театр поставил «первый советский балет». «Красный мак» имел бешеных успех у зрителей: трехчасовое зрелище было подобно кондитерской выставке в полуголодной стране. Мелодраму о китайской танцовщице и советском капитане Рейнгольд Глиэр написал, точно гибрид «Спящей красавицы» и «Тристана и Изольды», и превратил «Интернационал», бывший в то время государственным гимном, в вагнеровскую Liebestod.
Одна из оперных рецензий нынешней весны завершается так: «В реальности, где любое значимое высказывание — нож, направленный рукояткой от говорящего, место речи занимает музыка». Она позволяет не убежать от повседневности, но приподняться над ней и восстановить трезвый ход вещей — хотя бы на то время, пока исполняется.В музыкальных произведениях, о которых пойдет речь в этом цикле, не поется и не произносится ни слова, часть из них — балеты. Все они созданы в моменты исторического напряжения и общественной растерянности и стали для авторов и первых слушателей средством выживания, подчас в буквальном смысле. Зная контекст сочинения, можно представить, каким образом эту музыку воспринимали в момент премьеры — и попытаться услышать в ней что-то, ценное сегодня.
Герои цикла — Рейнгольд Глиэр, Леонид Десятников, Франсис Пуленк, Рихард Штраус и Сергей Прокофьев. Каждая из пяти частей — не лекция-монолог, а опыт совместного вслушивания и обсуждения, причем пятая встреча будет посвящена сочинениям, которые предложат слушатели.
Автор цикла — Богдан Королёк, помощник руководителя Урал Балета, один из кураторов музыкальных программ «Прекрасная музыка» и «Лёгкая музыка» в Ельцин Центре.
Вход свободный, по регистрации