Борис Павлович, Кристина Матвиенко. Зачем нужен театр?
Цикл встреч Борис Павлович и Кристина Матвиенко исследуют театральные практики как способ жить «лучше» в современной реальности.
В истории театра есть моменты, когда он сознательно выходит за пределы только «профессии» (или только «эстетики») и становится пограничным между искусством и жизнью полем. Идеи Николая Евреинова, педагогика Рудольфа Штейнера, театр Ежи Гротовского и антропологический театр Эудженио Барбы, коммуна Арианы Мнушкин, интернациональная труппа Питера Брука, педагогика угнетенных Паоло Фрейре, форум Аугусто Боаля, опыты работы с «другим» Бориса Юхананова, социальный танец Жерома Беля, социальная инженерия Rimini Protokoll, инклюзивные практики Бориса Павловича — все это размыкает театр вовне и в итоге помогает людям жить. В современном театре и перформативных практиках эта прагматика стала очень важной. Она круто меняет функцию и роль художника, чтобы прийти к какому-то новому виду деятельности — по преобразованию мира через преобразование себя.
Встречи предполагают живой диалог с аудиторией. Рассказываем, обсуждаем, при необходимости встаём со стульев и пробуем на себе. Обратите внимание, встреча в воскресенье не повторяет субботнюю, а развивает заданную тему. Борис Павлович — режиссер, педагог. Ставил спектакли в двух десятках городов от Таллина и Ярославля до Ташкента и Хабаровска.
С 2006 по 2013 — художественный руководитель «Театра на Спасской» (Киров). Играет как актёр в спектаклях БДТ им. Г.А. Товстоногова и на независимых сценах Санкт-Петербурга. Лауреат национальной премии «Золотая маска».Придумал спектакль-грибницу «ЛЕС», состоящую из неопределённого количества частей, которые идут на разных площадках разных городов. Руководитель инклюзивной театральной компании «Разговоры» фонда «Альма Матер» в Санкт-Петербурге. Кристина Матвиенко — театровед, театральный критик. Кандидат искусствоведения. Тема диссертации: «Кинофикация театра: история и современность» СПбГАТИ, Санкт-Петербург, 2010. В разные годы была экспертом и членом жюри фестиваля и премии «Золотая Маска», куратором программ «Новая пьеса», «Маска Плюс», Russian Case. Была арт-директором фестиваля «Новая драма» и ридером фестивалей молодой драматургии «Любимовка», «Ремарка». Участвовала в лабораториях документального театра, молодой режиссуры, новой драматургии. Преподавала во ВГИКе, НИУ ВШЭ, НГТИ, на независимых образовательных платформах. Публиковалась в журналах «Театр», «Искусство кино», «Современная драматургия», «Петербургский театральныйжурнал», альманахе «Транслит»; газетах «Ведомости», «Независимая газета», «Экран и сцена»; интернет-порталах Openspace.ru, Lenta.ru, Colta.ru; в научных сборниках ШАГИ (РАНХиГС); в зарубежных журналах и интернет-порталах. Руководитель службы внешних коммуникаций и развития в Электротеатре Станиславский. Соруководитель (вместе с Еленой Ковальской) магистратуры «Социальный театр» в РАТИ-ГИТИС.
Расписание встреч: 4, 5 марта Театр для самого себя 15, 16 апреля Театр перемен вокруг себя Социальный театр всех изводов (и не только театр) – сейчас в центре теоретического и практического внимания. Это смешно – театр не может не быть социальным, ведь социальное – оно не между вами, оно в вас (Лев Выготский). Но на теле аполитичного и принципиально связывающего себя только с эстетикой российского театра приходится выделять в сепаратный блок то, что мы называем социальным, имеющим прямую связь с проблематикой здесь и сейчас живущих людей (животных, камней, домов) и заточенным на возможность что-то изменить. Две апрельские встречи рассуждаем об идеях «перемен» и утопий, с которыми в конкретных точках истории работали и работают люди из разных областей междисциплинарных практик. Театр как инструмент или как способ организации людей в таких случаях “спасает” самих участников, ведь “театр полезен прежде всего для того, кто им занимается” (цитата Борис Павлович). И наоборот – театр может эстетизировать действительность через карнавал, превращение города в пространство «дрейфа», а горожан – в участников «монстраций». 6, 7 мая Театр, не похожий на себя «Каждый раз акцентировать свободу от имитационного театра» хочет Борис Павлович. Мы инфицированы зрительским (Кристина как критик) и практическим (Борис как режиссер) опытом 2000-2010-х. Имитационный театр не равен драматическому - он может располагаться везде, где фейк заслоняет реальное тело человека/животного/растения/камня. Перформативное, ясно и доходчиво описанное Фишер-Лихте в ее старой уже книжке, осознается нами как необходимый компонент любого театра. Поэтому мы хотели бы говорить о театре, не разделяя его на «мейнстрим» (=драматическое) и «пограничное» (театр без актёров, роботы, лошади и прочая жесть). Но не получается! В мае мы будем говорить о том, кто впервые в истории театра заговорил о пространстве как самоценности спектакля (Георг Фукс), кто предложил новый тип обучения театру через инженерную лабораторию (Гордон Крэг), кто воплощал это на практике (Мейерхольд), как оттуда выросли идеи Хайнера Гёббельса и его учеников по Гиссену Rimini Protokoll. Почему имитация это не про театр, хотя, казалось бы, на ней все и строится. И как нам извлечь из этого опыт спасения самих себя в океане фейков.
Вход свободный, по регистрации.