Курс по культурной инклюзии. Проблемы и вызовы музейной инклюзии
Говоря об инклюзии в музейном контексте, сотрудники культурных институций неизбежно сталкиваются с различного рода вопросами и противоречиями. Что важнее – доступность или инклюзия? Как создавать ориентированные на посетителей программы, избегая при этом геттоизации? И что, в принципе мы вкладываем в понятие «инклюзия», которое, хотя и может стать отправной точкой для системных изменений в работе с посетителями, является довольно слабым с концептуальной точки зрения?
В рамках мастерской мы попытаемся ответить на эти вопросы, обращаясь к отечественному и мировому опыту в разработке и реализации программ, нацеленных на вовлечение непредставленных сообществ в процессы культурного потребления и производства.
Теоретического блок будет раскрывать следующие аспекты:
• Изменение отношения к людям с инвалиностью в России
• Фигура менеджера по работе с сообществами
• Партиципаторные исследования (participatory action research) как методология работы с непредставленными сообществами
• Доступ как кураторская стратегия, заложенная на этапе разработки проекта
• Способы измерения эффективности инклюзивных программ
В качестве практики участникам будет предложено несколько кейсов из музейной практики для разбора внутри небольших групп и последующего совместного обсуждения.
Ведущий мастерской – Саша Аникушин, куратор программ доступности фонда V-A-С, волонтер мастерской социальной и бытовой адаптации для подростков с РАС «Мастера и Маргарита» и фонда содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова.
Образовательный центр, Медиазал