От завода Гарднера до империи Кузнецовых
20 апреля. Российские ордена и орденские сервизы.
Изящный и хрупкий фарфор служил при российском дворе не только украшением элегантных раутов. Так, специально созданные парадные сервизы являлись важной составляющей праздничных обедов, ежегодно проводимых при дворе в честь кавалеров высших российских орденов. Изготовленные для торжественных событий первым частным фарфоровым заводом Франца Гарднера фарфоровые ансамбли получили название «орденские». Каждый предмет из четырех сервизов, созданных по заказу императрицы Екатерины II, имел характерный декор, включавший изображение ордена и орденской ленты.
На лекции поговорим об истории создания сервизов, характерном для каждого из них декоре, а также посетим постоянную экспозицию русского искусства XVIII — начала XX века, где познакомимся с кавалерами рассматриваемых орденов.
Сергей Винокуров — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела декоративно-прикладного искусства ЕМИИ, старший преподаватель кафедры истории искусств и музееведения УрФУ.
28 апреля. Князь Н. Б. Юсупов и русский фарфор.
Мастерская по росписи фарфора в селе Архангельском — одно из самых известных частных фарфоровых предприятий. Интерес князя Николая Борисовича Юсупова к фарфору не случаен. На протяжении десяти лет он находился на государственной службе, возглавляя придворные стекольный, шпалерный и фарфоровый заводы. В 1810 году Юсупов приобрел подмосковное имение Архангельское, где разместил, наряду с другими произведениями искусства, свою богатую коллекцию европейского и отечественного фарфора. Здесь после окончания Отечественной войны 1812 года он решает организовать собственное производство украшенного фарфора. На лекции будет представлена история фарфорового заведения князя Николая Борисовича Юсупова, а также рассмотрены основные стилистические параллели выпускаемых изделий с модными европейскими тенденциями.
Анна Афанасьева — куратор выставки, старший научный сотрудник отдела декоративно-прикладного искусства ЕМИИ.
25 мая. Кузнецовы. От завода к империи.
На лекции речь пойдет о деятельности представителей семьи Кузнецовых по развитию фарфорового производства в Российской империи, в частности — о создании Матвеем Сидоровичем Кузнецовым в последней трети XIX века «фарфоровой империи», известной как «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий». Этим глобальным проектом М. С. Кузнецова по сути был подведен итог активной и плодотворной деятельности российских заводчиков на протяжении второй половины XVIII — начала XX века по развитию фарфоровой культуры Российской империи.
Анна Афанасьева — куратор выставки, старший научный сотрудник отдела декоративно-прикладного искусства ЕМИИ.
2 июня. Фарфор как отражение вкуса и стиля эпохи.
Декоративно-прикладное искусство, в силу своей непосредственной связи с владельцем, порой способно рассказать о стиле и вкусе эпохи гораздо больше живописи. В этом отношении фарфор в силу своей практически моментальной отзывчивости на любые движения в культуре является наиболее плодотворным материалом для разговора о стилевом развитии искусства, изменении вкусов и традиций. На лекции речь пойдет о фарфоре как ярком примере смены стилевых трендов в искусстве Российской империи XVIII — начала XX века.
Сергей Винокуров — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела декоративно-прикладного искусства ЕМИИ, старший преподаватель кафедры истории искусств и музееведения УрФУ.