Лекторий Кирилла Светлякова
Кирилл Светляков — преподаватель, кандидат искусствоведения, главный специалист по современному искусству отдела руководства Государственной Третьяковской галереи.
12 июля. Музей в твоём доме
Феномен народных галерей в советской культуре: Солнечногорск, Данков, и станицы Краснодарского края.
Советские «народные галереи» представляют собой интереснейший феномен в мировой музейной практике. Во второй половине 1950-х годов политика Никиты Хрущева ориентировалась на превращение крестьян в сельскохозяйственных рабочих и, соответственно, предполагала стирание границ между городом и деревней.
Маяками новой политики стали «колхозные музеи» или «народные галереи», созданные в колхозах и посёлках по инициативе правления или отдельных энтузиастов. К концу 1970-х годов на территории СССР функционировало уже 300 народных галерей. Как любая картинная галерея или музей изобразительных искусств они занимались комплектованием фондов, организацией выставок и прочее. Но были и свои уникальные особенности, поскольку народные галереи ориентировались на жизненный уклад и прямое, адресное взаимодействие с людьми, проживающими в колхозе, т.е. на ограниченной территории, где все знают всех. В некоторых деревнях практиковались визиты в частные дома сотрудников галереи, которые передавали картины на длительное хранение с целью улучшения художественного вкуса.
Лекция посвящена собраниям четырёх народных галерей, три из которых существуют и в настоящее время.
13 июля. Художники, кочевники, шаманы
Архаика как художественный ресурс в искусстве ХХ–ХХI веков.
Почему неоархаика приобретает все большую актуальность в культуре, казалось бы всецело основанной на достижениях научно-технического прогресса? Усложнение знаний и процессов управления приводят к нарастанию иррационального: каждому человеку на индивидуальном уровне становится трудно осознать какой-либо процесс в его целостности. В своё время с этой проблемой столкнулось советское общество 1960-х годов, когда общий пафос рационального устройства жизни столкнулся с личной потребностью в духовном развитии, а коммунистическая идеология уже не могла удовлетворить эту потребность.
После распада СССР в современной России особенную актуальность приобрела проблема культурной идентичности, и с этой же проблемой сталкивается любой ныне живущий человек, который неизбежно пытается соотнести представление о глобальном мире с местом своего пребывания. В приобщение к архаическим мифам позволяет создавать и развивать свои индивидуальные мифологии.
14 июля. Фигура автора и ролевые игры в современной культуре
От практик соавторства до киберхудожника.
В настоящее время поисковые сети способны находить сотни похожих изображений и выполнять кураторскую работу, а нейросети способны генерировать новые изображения. Что будут делать художники, и возможно ли появление киберхудожника, произведения которого вскоре появятся в музейных собрания?
На этой лекции Кирилл Светляков расскажет о трансформациях фигуры автора в искусстве ХХ-начала XXI веков и механизмах остранения и опосредования в культуре этого периода.