Симфония художника Райшева
Произведение о русско-хантыйском художнике Райшеве создано в жанре творческой биографии.
В рукописи прослеживается, как из паренька с хантыйскими корнями, рожденного и выросшего в сибирской глубинке, формируется своеобразная творческая личность, вырастает самобытный художник с особой миссией — проводника от культуры коренного народа к современному человеку и космосу.
Биография, личность писателя его творческий путь лежат в основе произведения. Автор Паэгле исследует биографическое пространство художника и его творческую эволюцию. Искусствоведческих изданий о произведениях Геннадия Степановича Райшева выпущено немало, а его биографии на сегодняшний день нет.
Автор рукописи, живя более 20 лет в Карпинске, где около 40 лет жил и художник, была лично знакома с Райшевым, посещала его мастерскую, присутствовала на выставках, неоднократно брала у него интервью, встречалась на городских мероприятиях, общалась в музее и на лесных дорогах, писала о его жене Галине Алексеевне — признанном педагоге. В апреле 2023 г. Паэгле приезжала в Ханты-Мансийск, где познакомилась с Галерей-мастерской художника Райшева, беседовала с заведующей филиалом Маслаковой, искусствоведом Федоровой, с директором Государственного художественного музея в 2011 — 2022 гг. Зониной. В Тобольске общалась с известным косторезом и другом Райшева — Тимергазеевым.
После смерти Райшева и его супруги в 2020 г. остался семейный архив, в частности, письма Райшева к жене в разные годы, письма художников и писателей к Райшеву, в том числе сохранилась почтовая открытка известного поэта Ювана Шесталова, а также других авторов. Письма были переданы Паэгле, они лежат в основе повествования и представляют собою уникальный материал для понимания личности художника. Также при написании текста были использованы статьи о Райшеве журналистов Урала и Ханты-Мансийска, цитируются искусствоведы Голынец, Федорова, члены Союза писателей России писатель Айпин и поэт Осипов.
В рукописи нет претензии на искусствоведческое исследование, это биографический очерк, основанный на воспоминаниях о художнике, его личных размышлениях, письмах, сквозным образом пролетевших от родной деревни Сивохребт до Ленинграда, с длительной остановкой в Карпинске и последним мазком кисти в Ханты-Мансийске.
Автор записывала интервью с теми, кто хорошо знал художника, дружил с ним, творчески взаимодействовал. Паэгле восстановлены факты творческой биографии Райшева, которые были затеряны или забыты во времени. В целом проведена реконструкция жизни художника, предпринята попытка представить гениальное мировоззрение неординарной личности.
В качестве иллюстраций использованы ранние рисунки из писем художника, репродукции его работ, в том числе из частных хранений и ранее не публиковавшиеся, фотографии разных лет жизни художника, собранные автором из частных хранений и музеев (около 200 шт).
Потенциально изданная книга может быть интересна как профессиональным художникам, искусствоведам, музейным работникам, так и широкому кругу читателей. А также стать достойным вкладом в сохранение памяти о титулованном члене Союза художников России, которому в ноябре 2024 г. исполняется 90 лет со дня рождения.
Над книгой работал профессиональный дизайнер Алёна Тюменцева, использованы фото Вадима Осипова, работы Геннадия Райшева.
Наталья Михайловна Паэгле — Член Союза журналистов России, член Союза писателей России, автор нескольких книг: «Лев Вейберт: офорт судьбы», «Яков Калугин», «Двенадцать пленэров с Алексеем Ефремовым» (в соавторстве), «Дмитрий Мамин-Сибиряк» и других. Неоднократный лауреат литературных и публицистических премий. В том числе, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Малая Родина», Всероссийских литературных премий им. Бажова и им. Мамина-Сибиряка, победитель первого конкурса Совета национальностей при Президенте РФ — «Мы — многонациональный народ России».