Северный изобразительный стиль
Искусство коренных народов Севера — разновидность наива или самобытный стиль? В какой мере станковой живописи северян присуща эстетика архаики?
На лекции будет рассказано о деятельности художественной студии при Институте народов Севера, готовившем «национальные коммунистические кадры». Представителей народов, не имевших своей письменности, приобщали к основам европейской художественной культуры, развивали их собственные творческие способности. Молодые кочевники, охотники и рыболовы впервые столкнулись с задачей изображения на плоскости, что составляло трудность для их преподавателей и в результате породило феномен северного примитива.
Творчество студентов художественных мастерских Института народов Севера в Ленинграде на протяжении 1930-х годов предстает как уникальный пример свободного самораскрытия непрофессиональных художников, связанных с древней культурой своих народов. Картины Тыко Вылки, пейзажи К.А. Панкова, К.Е. Натускина, В.М. Узы, К.И. Меремьянина, В.И. Сироткина создают целостный образ благодатного края, сходный с эпическими сказаниями северян.