Бетховен. Премьера для принца Эстерхази
Незаслуженно забытая в эпоху классицизма Месса до-мажор звучит сегодня искренне, глубоко, по-бетховенски!
Вторая симфония, законченная летом 1802 года, создавалась в последние безмятежные месяцы жизни Бетховена. За десять лет, прошедшие с тех пор, как он покинул родной Бонн и переселился в столицу Австрии, он стал первым музыкантом Вены. Рядом с ним ставили только прославленного 70-летнего Гайдна, его учителя.
Скерцо и финал наполнены бетховенскими музыкальными шутками, которые шокировали чувства многих современных критиков. Один венский критик для Zeitung fuer die elegante Welt (Газета для элегантного мира), как известно, написал о симфонии, что это «отвратительно корчащийся раненый дракон, который отказывается умирать, но корчится в последних муках и в четвертой части истекает кровью».
Мессы, сочинения для богослужения, писали абсолютно все композиторы. И Бетховен не обошел стороной этот жанр. В те далекие времена очень модно было музыку заказывать, особенно если автор — известный и модный! Принимая заказ принца Эстерхази на создание мессы, Бетховен похвалил сочинения Гайдна, назвав их «неподражаемыми шедеврами». Сейчас трудно представить, что сочинения Бетховена были не приняты публикой и критикой... Незаслуженно забытая в эпоху классицизма Месса до-мажор звучит сегодня искренне, глубоко, по-бетховенски!
Программа концерта:
Бетховен — Месса до мажор для хора, солистов и оркестра;
Бетховен — Симфония № 2.
Исполнители:
Уральский академический филармонический оркестр. Художественный руководитель и главный дирижёр — Дмитрий Лисс;
Петренко Павел — Дирижёр;
Симфонический хор Свердловской филармонии. Художественный руководитель — Андрей Петренко.