Гайдн. Бетховен. Брамс
Квартет и кларнет рифмуются не только названиями: их ансамбль очень гармоничен. Однажды кларнет изменил творческую судьбу Иоганнеса Брамса. Композитор уже завершил карьеру струнным квартетом и собирался на заслуженный отдых, как вдруг услышал нежные звуки кларнета Рихарда Мюльфельда и — передумал уходить. Квинтет для струнных и кларнета продлил творческую молодость Брамса, дав миру новые шедевры.
Йозеф Гайдн писал квартеты «оптом и под заказ», но каждое из 83 сочинений в этом жанре стало жемчужиной камерной музыки. В программе прозвучит первый из шести квартетов, которые привели в восторг императорский двор.
«Русские квартеты» Бетховена аналогично были написаны по заказу влиятельного заказчика из России, графа Разумовского. Последний из трёх квартетов музыканты между собой называют «героическим», как легендарную симфонию Бетховена. Симфонический размах «русских квартетов» слушатели отметили ещё в 19 веке. В них слышали звучание гобоя, органа и арфы, предлагали называть «квартетными симфониями», а также восхищенно именовали «три чуда».
В России 21 века есть музыканты, способные виртуозно исполнить «квартетные симфонии», и слушатели, готовые оценить их глубину.