Наверх

Неаполь. Видение розы. Вариации Сальери

Неаполь. Видение розы. Вариации Сальери Добавить в свой календарь

Неаполь. Видение розы. Вариации Сальери

Событие состоялось 21 февраля 2021, вс, 18:00
Театр оперы и балета , просп. Ленина, 46а
+7 (343) 350-81-01
300-2000
16+
2 часа

Неаполь.
Балет под названием «Неаполь, или Рыбак и его невеста» сочинил датчанин Август Бурнонвиль. Лучшую аннотацию балета написал он сам: «Неаполь таким, каким я его увидел. Неаполь и ничего более». Само собой, итальянский дух балета заключался не в море, нарисованном на заднике, и не в пестрых костюмах, а в танцах — очень скорых по темпу, виртуозно скомпонованных, технически изощренных. На премьере в 1842 году хореография Бурнонвиля еще казалась современникам «слишком быстрой, слишком умственной». Теперь это классика мировой хореографии, а фигура Бурнонвиля сопоставима по значению с фигурой Мариуса Петипа.

Артисты Урал Балета изучали хореографию Бурнонвиля в сцене «Урок танца» из балета «Консерватория» и в Pas de deux из балета «Ярмарка в Брюгге» — оба этих фрагмента входят в наш спектакль «Тщетная предосторожность».

Театры мира часто исполняют «Неаполь» целиком, но не менее популярен дивертисмент. В свое время он имел большой успех в исполнении артистов Кировского театра, нынешнего Мариинского. Спустя полтора века хореография «Неаполя» все так же привлекательна для зрителей и так же трудна для исполнителей. Добро пожаловать в датскую Италию: путешествие, которое может предложить только балетный театр.

Видение розы.
В начале ХХ века еще могло быть так, что литературным источником балета явился не роман, не повесть и не поэма, а всего две стихотворные строки — Я призрак розы, / Той, что ты носила вчера на балу. Столь же лаконичным получился балет: его длительность ограничена звучанием пьесы Вебера «Приглашение к танцу» в инструментовке Берлиоза. Это был первый в истории балет-вальс.

Сюжет прост: девушка возвращается домой после бала и засыпает в креслах, держа в руках розу; в воспаленном воображении героини роза превращается в бесплотный и бесполый танцующий дух. Слово spectre, употребленное поэтом Теофилем Готье, можно перевести как «дух», «видение», «призрак». Партию призрака по очереди исполняли Вацлав Нижинский и постановщик балета Михаил Фокин. Для них Лев Бакст придумал костюм — трико и головной убор, усеянный тряпичными лепестками разных оттенков, — и этот костюм стал легендарным: поклонницы Нижинского, желая уподобиться героине балета, после каждого спектакля обрывали на память все лепестки, к великому гневу костюмеров.

Детище Фокина оказалось столь же эфемерным, как призрак розы. Невозможно сказать, что зрители Урал Оперы увидят в точности тот же балет, что был исполнен 110 лет назад в Монте-Карло в программе «Русских балетов Дягилева» — скорее, на сцене предстанет прекрасный миф о прекрасном балете прошлого.

Вариации Сальери.
Фолия, тему которой использовал Антонио Сальери, когда-то была карнавальным танцем: португальское слово folia означает «безрассудство» или «страсть». В «Вариациях Сальери» сквозь классицистский пафос музыки и классицистскую строгость «белого балета» как раз и прорывается мотив безумия, карнавальной игры. Хореограф Вячеслав Самодуров признается: «Это мое видение того, какие метаморфозы переживает классический балет в наши дни, во что он трансформируется, как сохраняет традиции и что нового обретает».

В 2014 году именно «Вариации Сальери» принесли Урал Балету первую в его истории «Золотую маску» — главную театральную премию страны: наградив спектакль, жюри отметило возвращение труппы в российскую «высшую лигу». В новой редакции балет сохраняет прежний облик — белые фигуры танцовщиков на ярко-красном фоне, — но танцевальный текст становится еще более экстремальным.

Это ваша компания? Напишите нам

Убедитесь, что ваша информация актуальна. Воспользуйтесь нашими бесплатными инструментами, чтобы найти новых клиентов.

Другие события из этой категории

Когда в нас ударит молния

26 июня, ср, 12:00
Бабушка и Аля живут тем, что видят в телевизоре. Там красота и жизнь. Там поют и пляшут. Там всё сияет и блестит. А в их крошечной квартир…
Подробнее

Орфей спускается в ад

26 июня, ср, 18:00
Соул-драма по пьесе Теннесси Уильямса. Америка, 30-е годы прошлого века. Клубный музыкант, красавец Вэл Зивьер, останавливается в маленько…
Подробнее

Лондонский треугольник

26 июня, ср, 18:30
Действие происходит в Лондоне в 50-е годы ХIХ века. В спектакле раскрывается история сложных взаимоотношений двух друзей Александра Герцена…
Подробнее

Таня. Воспоминание о счастье

26 июня, ср, 18:30
«Мы вообще, должно быть, очень виноваты все друг перед другом. Но только при разлуке чувствуешь это. Потом — сколько еще осталось нам этих …
Подробнее

Чёрт и девственница

26 июня, ср, 18:30
«Я отдал бы за это душу дьяволу!» Кто может поручиться, что посланец Ада не притаился рядом в ожидании опрометчивого обещания? Хотите верну…
Подробнее

Впустите любовь

26 июня, ср, 19:00
Подойдите к зеркалу, дорогие мои. Ближе, вот так. Что вы там видите? Своё отражение или нечто другое? Видите ли вы свои глаза, полные тепла…
Подробнее

Каждую неделю мы отправляем нашим подписчикам подборку интересных событий ближайших дней.

Подпишитесь, чтобы не пропустить самое интересное в городе!