Черевички
Комико-фантастические «Черевички» Чайковский называл своей лучшей оперой.
Потомки нашли ее несмешной и громоздкой, что вряд ли справедливо. По форме это
grand opera - с большими ансамблями и хорами, симфоническими антрактами и
обязательным балетом в предпоследнем акте. Композитор не стремится никого
рассмешить, главными для него, как и в других операх, остаются лирика и
патетика, - но комическое неожиданно проявляется и мерцает на стыках между
ними.
В Урал Опере «Черевички» не исполнялись больше 70 лет. Новая постановка,
адресованная зрителям всех возрастов, - оперный дебют режиссера Бориса
Павловича. Он увидел Диканьку как далекую окраину империи, где царит вечная
ночь. Чтобы наступило утро и закончился холод, кузнецу и художнику Вакуле
нужно пройти испытание и отправиться в пекло, откуда в Диканьку явился Бес.
Где находится это пекло, петербуржец Павлович знает так же твердо, как
Чайковский и Гоголь.
По слову режиссера, музыка Чайковского «несет в себе то ценное, что не нужно
редактировать, а только заново услышать. Визуальный код обновляется быстрее,
чем аудиальный, музыка больше оторвана от бытового контекста. Поэтому
декорации и костюмы нашего спектакля -- то, что делают сегодняшние люди».
либретто
Яков Полонский по повести Николая Гоголя Ночь перед Рождеством