Царская невеста (Театр оперы и балета)
_"Отрадно, что сотрудничество двух крупнейших театров страны -- Большого
театра России и Екатеринбургского театра оперы и балета продолжает успешно
развиваться. Творческие контакты между нашими коллективами возникли очень
давно, и они всегда были основаны не только на общей договоренности,
взаимопонимании и профессионализме, но на особом чувстве товарищества,
принадлежности к любимому и дорогому для всех нас оперному и балетному
искусству. Наша общая театральная история богата разными событиями. Гастроли
целых коллективов, обмен солистами, музыкантами, постановщиками -- все это
имеет место сегодня, подтверждением чему является постановка в
Екатеринбургском театре оперы «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова в
декорациях и костюмах, которые изготовлены по раритетным эскизам академика
живописи Федора Федоровского. Ставит спектакль наш режиссер Михаил
Панджавидзе, а с оркестром и оперным коллективом работает дирижер Большого
Павел Клиничев. Подобный опыт работы в Екатеринбургском оперном театре уже
имел место -- недавно с большим успехом прошла премьера балета «Жизель» А.
Адана, поставленного балериной Большого театра народной артисткой СССР, ныне
педагогом Людмилой Семенякой. Сама жизнь и время выдвигают новые требования и
новые задачи, открывают новые перспективы перед творцами театрального
искусства Москвы и Екатеринбурга. И я уверен, что решаться и воплощаться они
будут взаимноуспешно."_
С самыми добрыми пожеланиями,
Генеральный директор Большого театра России
А.Г. ИКСАНОВ"
Среди семи браков русского царя Ивана IV самым непродолжительным и странным
был третий - с Марфой Собакиной. Печальная судьба этой молодой красавицы очень
кратко описана в исторической литературе. Она стала героиней оперы Николая
Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908) «Царская невеста»; правда, либретто
этого прекрасного музыкального произведения весьма далеко от истинных событий
второй половины XVI века. Однако прошлое не становится от этого менее
интересным, и история Марфы Собакиной, третьей жены царя Ивана продолжает
приковывать внимание спустя долгие столетия. В основу оперы положена
одноименная драма русского поэта, переводчика и драматурга Л.А. Мея,
написанная в 1849 году. Сочинение «Царской невесты» было начато композитором
Н.А. Римским-Корсаковым в феврале 1898 года и закончено в течение десяти
месяцев. Премьера оперы состоялась 22 октября (3 ноября) 1899 года в
Московском театре частной оперы С.И. Мамонтова. Первое представление, по
словам хроники «Московских ведомостей», обратилось в национальное музыкальное
торжество. Оркестром руководил ученик композитора М.М. Ипполитов-Иванов,
эскизы декораций писал М.А. Врубель, а его жена, выдающаяся певица Н.И.
Забела-Врубель создала образ Марфы - один из прекраснейших в русской опере.
1890-е годы - это эпоха высокой зрелости в творческой жизни Н.А. Римского-
Корсакова. Одна опера пишется в черновике или проектируется в эскизах, другая
инструментуется, третья готовится к постановке; одновременно в разных театрах
возобновляются прежде поставленные произведения. Оперы Римского-Корсакова
этого периода разнообразны по формам и жанрам. По определению самого
композитора, «Млада», «Ночь перед Рождеством» и «Садко» образуют трилогию;
после этого наступает, говоря опять-таки словами автора, «еще раз учение или
переделка». Речь идет о «выработке мелодичности, певучести», что отразилось в
романсах и камерных операх этого периода («Моцарт и Сальери», окончательная
редакция пролога к «Псковитянке») и особенно ярко - в «Царской невесте».
Обращение к драме Льва Мея было «давнишним намерением» композитора - вероятно,
еще с 1860-х годов, когда сам Римский-Корсаков сочинил по другой пьесе Мея
свою «Псковитянку», а над сюжетом «Царской невесты» задумывались М.А.
Балакирев и А.П. Бородин (последний сделал даже несколько эскизов хоров
опричников, музыка которых была потом использована в «Князе Игоре»).
Гениальный оперный драматург, блестящий знаток театральной специфики, Римский-
Корсаков самостоятельно спланировал сценарий новой оперы, а «окончательную
выработку либретто с разработкой лирических моментов и вставными,
дополнительными сценами» поручил Илье Тюменеву, литератору, театральному
деятелю и своему бывшему ученику. (Кстати, написав несколько лет спустя
«Сервилию» по пьесе Мея, Римский-Корсаков «охватил» всю драматургию этого,
столь полюбившегося ему, автора.)
К немногим своим операм Николай Андреевич относился с такой нежностью, как к
«Царской невесте». Возможно, это было вызвано тем, что композитора привлекал
сам сюжет. Эпоха царствования Ивана Грозного всегда вызывала у него большой
интерес. Образы обреченной на гибель прекрасной и целомудренной Марфы,
страстной и глубоко несчастной Любаши, не менее несчастного в своей
безответной любви к Марфе боярина Грязного не могли не будить творческой
фантазии Римского-Корсакова.
_Биография царя Ивана IV, прозванного Грозным, очень богата событиями и очень
необычна. За свою долгую жизнь этот государь имел не одну или двух, но семь
жен. Одной из них стала Марфа Собакина.
_ _Вступление в брак великих государей Московских было торжественным и
красочным обрядом, которому предшествовала большая подготовка. С возвышением
Московского царства в конце XIV века на Руси появилась новая традиция царского
бракосочетания. Вместе с византийской символикой, государи всея Руси переняли
византийскую традицию выбора невесты из лучших девушек государства. Впервые
«выбор невесты» был устроен при отце Ивана Грозного, Василии III: по указу из
Москвы все служилые люди должны были приводить своих дочерей на смотр.
Критерием отбора служила не только красота, но и здоровье девиц. Отобранных
претенденток ждали новые смотры до тех пор, пока государь не сделает свой
окончательный выбор. Как только девица оказывалась избранной и нарекалась
царской невестой, жизнь её радикально менялась. Отныне отношение к девушке
становилось совершенно особым: на невесту, и впоследствии жену великого
государя смотрели фактически как на священную особу. Отныне она должна была
быть скрыта от людских глаз: смотреть на государыню не дозволялось практически
никому. Родные уже не могли называть её своей родственницей - обряд венчания,
который следовал вскоре после царского выбора невесты, превращал для них, как
и для всех россиян, простую девушку в великую царицу...
_ _В 1572 году в Александровской слободе проводился смотр лучших девушек
государства. Царь Иван Грозный должен был избрать себе невесту: «Скучая
вдовством, хотя и не целомудренным, он уже давно искал себе третьей супруги…
Из всех городов свезли невест в Слободу, и знатных, и незнатных, числом более
двух тысяч: каждую представляли ему особенно. Сперва он выбрал двадцать
четыре, а после двенадцать… долго сравнивал их в красоте, в приятностях, в
уме; наконец предпочёл всем Марфу Васильеву Собакину, дочь купца
новгородского, в то же время избрав невесту и для старшего царевича, Евдокию
Богданову Сабурову. Отцы счастливых красавиц из ничего сделались боярами…
возвысив саном, их наделили и богатством, добычею опал, имением, отнятым у
древних родов княжеских и боярских. Но царская невеста занемогла, начала
худеть, сохнуть: сказали, что она испорчена злодеями, ненавистниками Иоаннова
семейственного благополучия… Злобный клеветник, доктор Елисей Бомелий…
предложил царю истреблять лиходеев ядом и составлял, как уверяют, губительное
зелие с таким адским искусством, что отравляемый издыхал в назначенную тираном
минуту. Так Иоанн казнил одного из своих любимцев Григория Грязного… и многих
других, признанных участниками в отравлении царской невесты…» (Н.М. Карамзин.
«История государства Российского»).
_ _О жёнах Ивана Грозного, в том числе и о Марфе Собакиной, было написано
много. Однако истории, полные драматичных подробностей и любовных перипетий не
имеют исторического основания и остаются лишь домыслами. Либретто оперы
«Царская невеста» не претендует на достоверность: оно представляет перед нами
воображаемую картину событий, на основании которых была создана прекрасная
музыка Н.А. Римского-Корсакова.
_И пьеса, и опера, написанная по ней, принадлежат не к типу «исторических
драм», как та же «Псковитянка» или «Борис Годунов», а к типу произведений, где
историческая обстановка и персонажи - только исходное условие для развития
действия. Не выдвигая таких сложностей, какие возникали в предыдущих операх
Римского-Корсакова (большие народные сцены, картины обрядов, фантастические
миры), сюжет «Царской невесты» позволял сосредоточиться на чистой музыке,
чистой лирике. В «Царской невесте» композитор, любовно рисуя русский быт, не
пытается передать дух эпохи. Он почти устраняется также от своих любимых
звуковых пейзажей. Все сосредоточено на людях, на душевных движениях героев
драмы. Владимир Бельский, замечательный либреттист поздних опер композитора,
писал о «Царской невесте»: «Это такое идеальное сочетание так часто дерущихся
между собой красоты и психологической правды, такой глубоко поэтичный трагизм,
что слушаешь как зачарованный, ничего не анализируя и не запоминая...».
_Продолжительность: 3 часа с двумя антрактами_