Эффект Пигмалиона
Государственный академический театр балета Бориса Эйфмана представит на сцене Александринского театра спектакль «Эффект Пигмалиона» — премьеру 2019 года. Это выступление станет для всемирно известной труппы первым после длительного вынужденного перерыва, вызванного пандемией коронавируса.
В октябре прошлого года «Эффект Пигмалиона» был выдвинут на Российскую Национальную театральную премию «Золотая Маска» в четырех номинациях: «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа балетмейстера / хореографа» (Борис Эйфман), «Лучшая женская роль в балете — современном танце» (ведущая солистка Театра Любовь Андреева, за роль Галы); «Лучшая мужская роль в балете – современном танце» (ведущий солист Олег Габышев, за роль Лиона). В январе текущего года в Санкт-Петербурге прошли съемки экранной версии спектакля. Борис Эйфман стал режиссером-постановщиком фильма. В качестве оператора-постановщика выступил известный кинематографист Федор Ордовский.
Последний на данный момент спектакль Театра состоялся 12 марта в Таллине (где была показана «Анна Каренина»). Петербургские же ценители танца не испытывали радость от встречи с искусством Бориса Эйфмана c начала февраля. При этом посткарантинные месяцы и без живых выступлений получились для коллектива творчески насыщенными. В июле артисты приступили к репетициям балета «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» (рабочее название постановки). Премьера спектакля, посвященного великому французскому комедиографу, пройдет 2 и 3 февраля 2021 года. Параллельно Театр работает над новой версией легендарного балета Бориса Эйфмана «Чайка». Ее выпуск будет приурочен к 75-летию хореографа, отмечаемому в июле следующего года.
«Эффект Пигмалиона» — первый за последние годы опыт обращения Бориса Эйфмана к комедийному (или, точнее сказать, трагикомедийному) жанру, признанным мастером которого является хореограф. Продолжая обретать вдохновение в соприкосновении с мировым культурным наследием, Эйфман предлагает зрителям балетную интерпретацию архетипического сюжета о скульпторе, влюбившемся в созданную им статую прекрасной девушки. Роль неистового творца в драматургической конструкции спектакля отведена преуспевающему исполнителю бальных танцев, который решает «изваять» из нескладной представительницы городских низов виртуозную артистку. Внутреннее и внешнее преображение героини происходит под музыку Иоганна Штрауса-сына, причем с произведениями «короля вальса» хореограф работает впервые в своей насыщенной творческой карьере.
Неутомимый исследователь души, Борис Эйфман почерпнул название нового балета в трудах по психологии, где понятие «эффект Пигмалиона» означает феномен влияния ожиданий на действительность. Так, человек, воспринимаемый другим как талантливый, будет ощущать уверенность в себе и добиваться успеха.
Поразительная пластичность личности, способной непредсказуемым образом меняться в соответствии с установками и мечтами, находит исчерпывающее художественное и философское раскрытие в спектакле Эйфмана.
Мировая премьера спектакля состоялась 6 февраля 2019 года в Санкт-Петербурге. В мае и июне постановку восторженно принимали зрители США (она исполнялась в Чикаго, Коста-Месе, Беркли и Нью-Йорке). Влиятельная газета Chicago Tribune охарактеризовала демонстрируемый в «Эффекте Пигмалиона» танец как «блистательный» и «шедевральный». В июле прошлого года на Исторической сцене Большого театра России в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» прошла московская премьера балета. Спектакль также увидела публика Берлина и Риги.