Шопениана. Карнавал. Картинки с выставки
Михаил Фокин поставил « **Шопениану** » в два приема. Первый вариант балета
состоял из пяти номеров; через месяц Фокин добавил к ним несколько новых,
убрал со сцены Шопена и его видения и за три дня сымпровизировал новую
хореографию. Вторая редакция «Шопенианы» оказалась его лучшей работой. По
собственным словам, Фокин «вернул условный балетный танец к моменту его
высочайшего развития» -- вместо Шопена вывел на сцену балет шопеновского
времени, 1830-х.
Хореографию Фокина возобновляют Наталья Большакова и Вадим Гуляев, звезды
Кировского (Мариинского) театра, а ныне приглашенные педагоги-репетиторы Урал
Балета. Художники опираются на эскизы Александра Бенуа и Льва Бакста,
созданные для парижской премьеры «Шопенианы»в антрепризе Сергея Дягилева.
**« Карнавал»,** как и «Шопениана», поставлен не для императорской сцены, а
для частного вечера. Сергей Дягилев взял его в репертуар «Русских сезонов», не
видев спектакля, а вскоре Фокин добился премьеры и в Мариинском театре. Это
балет-пантомима: точный хореографический текст не сохранился, но Фокин оставил
подробную словесную запись действия. Именно по ней работает танцовщик и
хореограф Мариинского театра Александр Сергеев -- он выступал продюсером
спектакля L. A. D., а теперь впервые приглашен в Урал Оперу как постановщик.
Для нового спектакля возобновляется оригинальное оформление Льва Бакста 1910
года.
Анна Щеклеина впервые работала с артистами Урал Балета в 2014 году -- в числе
молодых хореографов, участников мастерской «Dance-платформа». Спустя десять
лет театр пригласил ее как одну из самых ярких фигур российского современного
танца. Миниатюра на «Dance-платформе» называлась по числу исполнителей
«Троица». В новом балете занят большой ансамбль артистов, а в качестве
музыкальной основы взяты «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского. В первых
частях вечера, «Шопениане» и «Карнавале», европейская фортепианная музыка
прошла через руки российских знатоков инструментовки; цикл Мусоргского
исполняется так, как его услышал французский мастер -- Морис Равель.