Русалка (Театр оперы и балета)
Написанная на исходе XIX века и вобравшая в себя множество источников, в том
числе знаменитую сказку Андерсена, «Русалка» подвела итог романтического
столетия, поведав обо всех его надеждах и утраченных иллюзиях. Сюжет оперы, он
же центральный сюжет эпохи романтизма -- столкновение фантастического и
реального, погоня за идеалом и разочарование в нем: достичь цельности
мироощущения невозможно, но всегда остается надежда на лучшее.
Дворжак и в партитуре «Русалки», богатой и многокрасочной, подытожил XIX век,
соединив находки позднего романтизма (прежде всего, отдав дань своему кумиру
Рихарду Вагнеру) и чешский фольклор. Он заглянул и немного вперед, предприняв
радикальный для своего времени драматургический ход: героиня оперы обретает
человеческую душу в обмен на голос -- почти на целый акт она вынуждена
замолчать. Оценить этот прием режиссеры смогли уже в ХХ веке.
В Екатеринбурге самую известную чешскую оперу представляет молодая команда
постановщиков из Праги. Режиссер Томаш Пилар рассказывал: «С одной стороны мы
делаем сказку, понятную даже детям, а с другой -- должны выстроить серьезную
сюжетную линию, наполнив ее страстями и глубоким смыслом, чтобы она трогала до
глубины души и взрослых зрителей». Спектакль таким и получился: дети
завороженно следят за играми русалок в сказочном озере и побегом конфет с
дворцовой кухни, -- а взрослые следят за историей большой и невозможной любви.
* * *
_Исполняется на чешском языке с титрами на русском языке_