Одноактные балеты
17 ноября: Вариации Сальери. Птицы. Графит
24 ноября: Шопениана. Карнавал. Картинки с выставки
Вариации Сальери
Фолия, тему которой использовал Антонио Сальери, когда-то была карнавальным танцем: португальское слово folia означает «безрассудство» или «страсть». В «Вариациях Сальери» сквозь классицистский пафос музыки и классицистскую строгость «белого балета» как раз и прорывается мотив безумия, карнавальной игры. Хореограф Вячеслав Самодуров признается: «Это мое видение того, какие метаморфозы переживает классический балет в наши дни, во что он трансформируется, как сохраняет традиции и что нового обретает».
В 2014 году именно «Вариации Сальери» принесли Урал Балету первую в его истории «Золотую маску» — главную театральную премию страны: наградив спектакль, жюри отметило возвращение труппы в российскую «высшую лигу». В новой редакции балет сохраняет прежний облик — белые фигуры танцовщиков на ярко-красном фоне, — но танцевальный текст становится еще более экстремальным.
Птицы
Вслед за «Сказками Перро» театр представляет еще одну премьеру своего хореографа. В 112-м театральном сезоне Игорь Булыцын получил право на отдельную работу, она будет исполнена в одном из балетных вечеров. В репертуар театра уже входят его миниатюры и балет «Танцеметрия».
О последнем критик Анна Гордеева пишет: «Идеологически это близко к тому, что делал в свое время Уильям Форсайт: балет, что становится для зрителя не удовольствием, а интеллектуальным испытанием, а для артистов — испытанием физическим. [Хореограф] рисует встречу мужчины и женщины как жесткий поединок — и в какие-то моменты зрителю становится даже немного жутко от бескомпромиссной решимости танцовщика и балерины».
Графит
Новый балет — совместная постановка театра и Дома культуры «ГЭС‐2», одной из ведущих российских институций, работающих с современным искусством. Премьера состоялась 19 апреля 2024 в Москве, в Доме культуры на Проспекте — в открытом пространстве, где максимально сокращена дистанция со зрителем. 8 июня 2024 балет был впервые показан на сцене Урал Оперы. В ходе репетиций он получил название «Графит». Оно вбирает большой круг ассоциаций, важных для композитора Владимира Горлинского и хореографа Антона Пимонова. Прежде всего это карандашный грифель с его легкой и легко стирающейся линией, вслед за ним — устойчивые выражения «графика танца» и «рисунок танца». Графит, при всей своей мягкости, — близкий родственник алмаза, самого твердого из природных минералов. «„Графит“ — это хрупкость, структурность, переход уязвимости в силу»: формула, предложенная Владимиром Горлинским на одной из репетиций балета, может восприниматься как краткое содержание спектакля.
Авторы постановки хорошо знакомы екатеринбургским зрителям. Антон Пимонов в течение трех сезонов был хореографом Урал Балета и в прошлом году вернулся сюда с балетом «Венгерские танцы». Елена Трубецкова создала костюмы к нескольким гала-концертам и малым балетам нашего репертуара, а ее первой большой работой стала «Сильфида». Константин Бинкин поставил свет в «Приказе короля» и Brahms Party, он же работал над новыми «Сказками Перро».
Новое имя для театра — Владимир Горлинский, один из самых востребованных российских композиторов наших дней. Среди его последних работ — пьеса «После (Post)» (мировая премьера прошла в «ГЭС‐2»), «За светом. Путешествие по ансамблю» к юбилею ансамбля «Студия новой музыки», Пролог и эпилог La Voix («Голос») к опере Франсиса Пуленка «Человеческий голос» в Перми.
Шопениана
Михаил Фокин поставил «Шопениану» в два приема. Первый вариант балета состоял из пяти номеров; через месяц Фокин добавил к ним несколько новых, убрал со сцены Шопена и его видения и за три дня сымпровизировал новую хореографию. Вторая редакция «Шопенианы» оказалась его лучшей работой. По собственным словам, Фокин «вернул условный балетный танец к моменту его высочайшего развития» — вместо Шопена вывел на сцену балет шопеновского времени, 1830-х.
Хореографию Фокина возобновляют Наталья Большакова и Вадим Гуляев, звезды Кировского (Мариинского) театра, а ныне приглашенные педагоги-репетиторы Урал Балета. Художники опираются на эскизы Александра Бенуа и Льва Бакста, созданные для парижской премьеры "Шопенианы"в антрепризе Сергея Дягилева.
Карнавал
«Карнавал», как и «Шопениана», поставлен не для императорской сцены, а для частного вечера. Сергей Дягилев взял его в репертуар «Русских сезонов», не видев спектакля, а вскоре Фокин добился премьеры и в Мариинском театре. Это балет-пантомима: точный хореографический текст не сохранился, но Фокин оставил подробную словесную запись действия. Именно по ней работает танцовщик и хореограф Мариинского театра Александр Сергеев — он выступал продюсером спектакля L. A. D., а теперь впервые приглашен в Урал Оперу как постановщик. Для нового спектакля возобновляется оригинальное оформление Льва Бакста 1910 года.
Картинки с выставки
Анна Щеклеина впервые работала с артистами Урал Балета в 2014 году — в числе молодых хореографов, участников мастерской «Dance-платформа». Спустя десять лет театр пригласил ее как одну из самых ярких фигур российского современного танца. Миниатюра на «Dance-платформе» называлась по числу исполнителей «Троица». В новом балете занят большой ансамбль артистов, а в качестве музыкальной основы взяты «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского. В первых частях вечера, «Шопениане» и «Карнавале», европейская фортепианная музыка прошла через руки российских знатоков инструментовки; цикл Мусоргского исполняется так, как его услышал французский мастер — Морис Равель.