Щелкунчик (Театр оперы и балета)
"Щелкунчик» не нужно долго представлять -- как не нужно объяснять, что такое
Новый год. Играет по-моцартовски прозрачная увертюра, падает снег, медово
светятся окна дома Штальбаумов, а в доме горит огнями рождественская елка.
Потом елка вырастает, пряничные солдаты сражаются с крысами, кукла для колки
орехов превращается в принца, и все отправляются в страну сластей.
Лучшей на сегодня версией «Щелкунчика» считается постановка Василия Вайнонена,
что с 1934 года идет в Мариинском театре -- ее исполняют и на сцене Урал
Оперы. Из первоначального сценария Вайнонен изъял фантастику и мистику,
превратив действие в сон героини, и предпочел обойти стороной мрачные сгущения
партитуры -- даже знаменитое финальное адажио, в котором нередко слышат
трагедийную интонацию, он трактовал как музыку праздничную и торжественную.
Зрители, что впервые готовятся увидеть «Щелкунчика», вправе ждать уютного и
красочного спектакля-праздника, -- но и те, кто идут на балет Вайнонена во
второй и третий раз, будут щедро вознаграждены. Музыка и хореография
«Щелкунчика» лишь кажутся хорошо знакомыми: можно долго вслушиваться в
прихотливый оркестровый поток, где моцартианские фрагменты уживаются с
кульминациями в духе Вагнера; в деталях изучать устройство кордебалетных
ансамблей Вайнонена; восхищаться редким музыкальным и пластическим остроумием
в сюите национальных танцев -- и в конце концов обнаружить, что «Щелкунчик»,
хотя и признан классикой, есть произведение во многом неожиданное.
_Продолжительность: 2 часа 30 минут, с двумя антрактами_