Открытая репетиция «Малер. Пятая симфония»
Исполнители:
Уральский молодёжный симфонический оркестр
Художественный руководитель — Андрей Петренко
Дирижёр — Богорад Алексей
Слипаков Евгений (скрипка)
Программа концерта:
Веберн. Пассакалья, op. 1
Моцарт. Концерт № 5 «Турецкий» для скрипки с оркестром
Малер. Симфония № 5
Знаменитое Адажиетто Пятой симфонии Малера — одно из самых красивых объяснений в любви, существующих в музыке. Убедитесь сами на концерте Уральского молодёжного симфонического оркестра под управлением маэстро Богорада.
Созданию Пятой симфонии сопутствовали два личных события в жизни Густава Малера — драматическое и счастливое. В феврале 1901 года композитор оказался на волосок от смерти, а осенью познакомился с одной из самых красивых девушек Вены — Альмой Шиндлер, и в марте 1902 года влюблённые обвенчались. Вероятно, поэтому симфония полна острых контрастов: первая часть содержит атрибуты похоронного шествия, а знаменитое Адажиетто — одно из самых красивых объяснений в любви, существующих в музыке.
Сейчас это одна из самых исполняемых и любимых публикой симфоний Малера. Настоящая популярность пришла к ней после выхода на экраны фильма Лукино Висконти «Смерть в Венеции» с томительно-прекрасным Адажиетто.
Позднеромантическая музыка Малера, будто могучий мост, связала две эпохи — венский классицизм XVIII века и модернизм начала XX века. «С Малером мы вступаем в современность», — писал Антон Веберн, представитель «новой» венской школы. Его первое выдающееся сочинение — Пассакалия для оркестра — создано вполне в малеровской традиции и передаёт проникновенные лирические чувства, отмеченные мучительной тоской по идеалу.
Но малеровскую свободу в смешении стилей предвосхитил уже Моцарт, представитель «старой» венской школы. Его Пятый скрипичный концерт — непревзойдённый по блеску, задушевности и остроумию — полон сюрпризов. Так, последняя часть концерта включает юмористический взрыв неистовства в «турецком» стиле, который был популярен в Австрии XVIII века.